Сбор средств на восстановление храмов      Обращения граждан в защиту усадьбы Трубецких


Роспись стен

Спасский храм села Прохорова просит прихожан храма помочь оплатить роспись стен и свода главной лестницы. Здесь будут изображены события Церковной истории: чудо Изображения Нерукотворного Образа на Убрусе Господом Иисусом Христом и перенесение его из Едессы в Константинополь. На материалы и работу требуется один миллион семьсот тысяч рублей.
Пожертвования принимаются на карту храма с обязательным указанием: на роспись.
Карта Сбербанка 4276 4000 1176 2441 телефон казначея храма 8(985)124-17-09, Елена Владимировна Белякова.

 

ImageImage

Пояснительная записка к проекту

монументальной росписи пространства главной (западной) лестницы Спасского храма села Прохорово.

  1. Архитектурно - реставрационное обоснование проекта.

Построенный неизвестным зодчим в 1848 году (предположительно: или М. Д. Быковским или Ф. Ф. Рихтером) в имени князя Ю. И. Трубецкого каменный храм Спаса Нерукотворного Образа имел единое внутреннее пространство второго этажа (верхнего храма), начинающееся от находящейся под колокольней торжественной холодной паперти с высокой лестницей, по которой верующие поднимались на верхнюю  площадку, оттуда входили в расположенный между колокольней и храмом двусветный холодный притвор, а оттуда, сквозь двойные остекленные двери с фрамугой  - в тёплый четверик главного храма.
Ограниченная с севера и юга прямыми глухими  перегородками, паперть была перекрыта сводом с трехцентровой образующей. Таким образом, освещение пространства паперти осуществлялось исключительно сквозь высокие остекленные двери с двумя фрамугами. Сложная авторская расстекловка этих дверей и фрамуг хорошо видна на фотографии 1910-х годов из собрания дочери автора орфографического словаря русского языка Н. Н. Ушакова, жившего в усадьбе в предреволюционные годы. 
Все прегородки и свод были выполнены из дерева и оштукатурены. Не только эти деревянные конструкции, но и сама каменная лестница были полностью уничтожены после закрытия храма в 1937 году.
Архитектору В. И. Якубени,  возглавлявшему с 1989 по 2022 год реставрацию храма, удалось по следам на кладке колокольни понять структуру утраченных частей храма. В 1994 - 1995 годах  по его чертежам и под его руководством были воссозданы стены и свод нижнего яруса колокольни, а в 2009 году - каменная  лестница о девяти ступенях с профилями в виде  валиков с подступенками и с двумя площадками с каменной же выстилкой.

Таким образом был восстановлен торжественный главный ход с запада на восток и не менее торжественный подъем при его начале. Воссозданная в 2010- м году остекленная дверь западного портала с фрамугами обеспечила достаточную освещённость этого монументального широкого и высокого коридора.
В 2015 - 2017 году по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, в соответствие с проектом, созданным архитектурно - художественным коллективом реставраторов под руководством В. И. Якубени и настоятеля храма протоиерея В. Переслегина, бригадой художника - монументалиста А. В. Котова была осуществлена роспись четверика верхнего храма. Сомкнутый свод церкви был расписан ранее, в 2003 - 2004 годах художником - реставратором Б. П. Кочетковым. Удалось создать комплекс монументальной живописи, опирающийся в качестве аналогов и образцов на выдающиеся памятники Русского искусства начала и первой половины ХIХ столетия - времени постройки существующего храма: церкви Богоявления в Еськах и Тихвинской церкви в Бежецком районе Тверской области, Спасо - Преображенского собора в Угличе. 
Роспись, произведенная в эти годы соответствует по масштабу и звучанию воссозданному по проекту архитектора Н. В. Семеновской главному иконостасу Спасского храма. Иконостас был спроектирован ею под общим  руководством В. И. Якубени в 2002 году. В 2010 - 2012 в  проект были внесены некоторые изменения. В 2012 - 2014 иконостас был построен в массах, а к 2017 - полностью завершён в деталях.
Созданному ансамблю теперь не хватает торжественных пропилеев. Нужна такая роспись первого пространства, в которое попадает и постоянный прихожанин, и редкий посетитель, и никогда здесь не бывавший паломник, которая сразу ориентировала и упорядочивала бы его душу как по отношению к общему пространству храма, так и в отношении его посвящения и  времени его создания.

  1. Церковно - историческое обоснование проекта.

Существует художественная традиция расписывать подобные пространства церковно -  историческими сценами, относящимися либо к событию, в честь  которого  освящён храм, либо к житию святого, которому он посвящен. Так, стены проезда надвратной церкви Троице - Сергиевой Лавры расписаны сценами из Жития Преподобного Сергия. 
Поэтому логичной представляется мысль  настоятеля - расписать пространство лестницы  сценами из Церковной истории, а именно - истории Образа Спаса Нерукотворного: его чудесного дарования Церкви Самим Спасителем, его принесения в Едессу, его пренесения из Едессы в Константинополь. Как известно, есть два Нерукотворных Образа. Первый был дан Самим Господом художнику Анании и послан через него князю Авгарю в Едессу.

Image Image

Image

 

Другой Образ - в Терновом Венце - был дан Спасителем мученице Веронике, подавшей Ему убрус во время Несения Креста.

Image

История этих  двух  Образов и изображается  на стенах лестницы: слева - Нерукотворного Образа, данного Авгарю, справа - Нерукотворного Образа, данного Веронике.

Image

Образ Спаса в Терновом Венце. Полковой образ Преображенского полка. Санкт – Петербург, Всей гвардии Спасо- Преображенский собор.

3. Композиционно - художественное обоснование проекта.

Эти две композиции должны по своему содержанию и внутреннему строю сразу привлекать внимание православного зрителя и вести его с запада на восток.  Поэтому экспозиция каждой из них последовательно и динамически разворачивается сквозь три сцены, на которые каждая из двух композиций разделана иллюзорной аркадой, выполненной в технике гризайль.
Композиции имеют и поперечную симметричную ось, замедляющую движение. В центральных арках, по оси каждой из них, зритель видит развёрнутый в ортогонали Нерукотворный Образ. Справа его, на фоне опустевшей Голгофы, держит мученица Вероника. Слева его держит Сам Спаситель, даруя его коленопреклоненному Анании.
За заднем плане, в меньшем масштабе, на фоне далёкого пейзажа, композицию объединяет непрерывная лента людей, образующих единый Крестный  ход, завершающийся торжественный  встречей Образа во вратах Едессы (слева) и Константинополя (справа).  Архитектура, как и вся живопись на стене, соответствует представлениям русских художников эпохи классицизма о Палестине и Царьграде.
И, самое главное,  этому классическому видению мира соответствует высокое безмятежное небо. Это эпоха русского ампира. Она отражена во внешнем архитектурном образе Спасского храма и в его внутреннем архитектурном убранстве: иконостасе, росписи стен, столярных заполнениях окон и дверей, проектных киотах и аналоях.  Ей же, этой славной эпохе Русской церковной и гражданской истории, должна  соответствовать и живопись парадной паперти с лестницей.

4. Проектирование росписи.

Весной 2024 года архитектором Н. В. Семеновской по благословению настоятеля были выполнены первые наброски росписи. Акцент делался на непрерывную  и упругую зрительную ленту, "змею", снизу вверх и от запада к востоку влекущую зрителя внутрь храма.

Image

Первый набросок росписи. Н. В. Семеновская. Май 2024.

В мае 2024 года настоятель вместе с архитектором С. В. Переслегиным предпринял поездку в Ярославль для изучения памятников монументальной живописи и привлечения аналогов.  В то же время Н. В. Семеновская нашла картину "Выбор веры Святым князем Владимиром", дающую драгоценную подсказку по нужному нам характеру изображения неба,  архитектуры, силуэтов и людских масс.

Image

Для поиска аналогов в июне 2024 настоятель предпринял поездку в Русский музей в СПБ, где изучил образцы Русской исторический живописи эпохи классицизма, ампира и романтизма и остановился на трех образцах, стилистика и художественные приемы которых признаны им подходящими для применения на храме. Данные образцы собраны  в отдельную папку «Аналоги и образцы проекта» в качестве приложения к данному обоснованию.

 В мае - июне того же года настоятелем был сделан ряд эскизов на основе рождающейся концепции:

Image

Image

Image

Image

Этот эскиз был сделан по мотивам работы В. И. Сурикова «Господь Иисус Христос дарует Нерукотворный Образ художнику Анании».

Image

Image

Image

Набросок левой и правой стен лестницы. Рисунок протоиерея В. Переслегина. Июнь 2024.

Два последних эскиза легли в основу окончательной композиции двух стен.

 В конце июня были приглашены молодые художники Сергей Канюшков и Сергей Зайцев, выпускники Академии Глазунова. Перед ними была поставлена задача и дано задание на выпуск эскиза росписи лестницы и плафона, соответствующий предварительной концепции Заказчика.

В ходе работы над выполнением задания подрядчик представил заказчику ряд эскизов. Для их обсуждения и критики состоялись художественные советы в составе .. (числа).
Требования и пожелания заказчика и членов худсовета фиксировались  в протоколах, оставшихся в архиве настоятеля.
В результате этой напряжённой работы на свет появились следующие эскизы:

Image

Image

  1. Эскизы 17 июля 2024

Image

Image

  • 2. Эскиз 26 июля 2024.

Image

  • Эскиз 9 августа 2024

Image

Image

Image

  • Эскиз 16 августа 2024

ImageImage

Image

Последний, пятый эскиз, был выбран в качестве рабочего проекта на художественном совете 26 августа 2024 года.  При переносе на стену прорись будет уточняться и корректироваться в зависимости от вида на стене. Фигуры первого плана должны исполняться с материалов, сделанных с натуры. Контроль общего колорита остаётся за художником старшего поколения Б. П. Кочетковым.
Отдельно должен быть представлен ещё один  эскиз плафона, аналогом для которого выбраны Агатовые комнаты в Царском Селе архитектора Камерона.

 

Аналоги и образцы для росписи выпускаются отдельной папкой в качестве приложения к обоснованию проекта.

10 октября 2024 года

Настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа села Прохорово городского округа

Image