

Роспись стен |
Спасский храм села Прохорова просит прихожан храма помочь оплатить роспись стен и свода главной лестницы. Здесь будут изображены события Церковной истории: чудо Изображения Нерукотворного Образа на Убрусе Господом Иисусом Христом и перенесение его из Едессы в Константинополь. На материалы и работу требуется один миллион семьсот тысяч рублей.
Пояснительная записка к проекту монументальной росписи пространства главной (западной) лестницы Спасского храма села Прохорово.
Построенный неизвестным зодчим в 1848 году (предположительно: или М. Д. Быковским или Ф. Ф. Рихтером) в имени князя Ю. И. Трубецкого каменный храм Спаса Нерукотворного Образа имел единое внутреннее пространство второго этажа (верхнего храма), начинающееся от находящейся под колокольней торжественной холодной паперти с высокой лестницей, по которой верующие поднимались на верхнюю площадку, оттуда входили в расположенный между колокольней и храмом двусветный холодный притвор, а оттуда, сквозь двойные остекленные двери с фрамугой - в тёплый четверик главного храма. Таким образом был восстановлен торжественный главный ход с запада на восток и не менее торжественный подъем при его начале. Воссозданная в 2010- м году остекленная дверь западного портала с фрамугами обеспечила достаточную освещённость этого монументального широкого и высокого коридора.
Существует художественная традиция расписывать подобные пространства церковно - историческими сценами, относящимися либо к событию, в честь которого освящён храм, либо к житию святого, которому он посвящен. Так, стены проезда надвратной церкви Троице - Сергиевой Лавры расписаны сценами из Жития Преподобного Сергия.
Другой Образ - в Терновом Венце - был дан Спасителем мученице Веронике, подавшей Ему убрус во время Несения Креста. История этих двух Образов и изображается на стенах лестницы: слева - Нерукотворного Образа, данного Авгарю, справа - Нерукотворного Образа, данного Веронике. Образ Спаса в Терновом Венце. Полковой образ Преображенского полка. Санкт – Петербург, Всей гвардии Спасо- Преображенский собор. 3. Композиционно - художественное обоснование проекта. Эти две композиции должны по своему содержанию и внутреннему строю сразу привлекать внимание православного зрителя и вести его с запада на восток. Поэтому экспозиция каждой из них последовательно и динамически разворачивается сквозь три сцены, на которые каждая из двух композиций разделана иллюзорной аркадой, выполненной в технике гризайль. 4. Проектирование росписи. Весной 2024 года архитектором Н. В. Семеновской по благословению настоятеля были выполнены первые наброски росписи. Акцент делался на непрерывную и упругую зрительную ленту, "змею", снизу вверх и от запада к востоку влекущую зрителя внутрь храма. Первый набросок росписи. Н. В. Семеновская. Май 2024. В мае 2024 года настоятель вместе с архитектором С. В. Переслегиным предпринял поездку в Ярославль для изучения памятников монументальной живописи и привлечения аналогов. В то же время Н. В. Семеновская нашла картину "Выбор веры Святым князем Владимиром", дающую драгоценную подсказку по нужному нам характеру изображения неба, архитектуры, силуэтов и людских масс. Для поиска аналогов в июне 2024 настоятель предпринял поездку в Русский музей в СПБ, где изучил образцы Русской исторический живописи эпохи классицизма, ампира и романтизма и остановился на трех образцах, стилистика и художественные приемы которых признаны им подходящими для применения на храме. Данные образцы собраны в отдельную папку «Аналоги и образцы проекта» в качестве приложения к данному обоснованию. В мае - июне того же года настоятелем был сделан ряд эскизов на основе рождающейся концепции: Этот эскиз был сделан по мотивам работы В. И. Сурикова «Господь Иисус Христос дарует Нерукотворный Образ художнику Анании». Набросок левой и правой стен лестницы. Рисунок протоиерея В. Переслегина. Июнь 2024. Два последних эскиза легли в основу окончательной композиции двух стен. В конце июня были приглашены молодые художники Сергей Канюшков и Сергей Зайцев, выпускники Академии Глазунова. Перед ними была поставлена задача и дано задание на выпуск эскиза росписи лестницы и плафона, соответствующий предварительной концепции Заказчика. В ходе работы над выполнением задания подрядчик представил заказчику ряд эскизов. Для их обсуждения и критики состоялись художественные советы в составе .. (числа).
Последний, пятый эскиз, был выбран в качестве рабочего проекта на художественном совете 26 августа 2024 года. При переносе на стену прорись будет уточняться и корректироваться в зависимости от вида на стене. Фигуры первого плана должны исполняться с материалов, сделанных с натуры. Контроль общего колорита остаётся за художником старшего поколения Б. П. Кочетковым.
Аналоги и образцы для росписи выпускаются отдельной папкой в качестве приложения к обоснованию проекта. 10 октября 2024 года Настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа села Прохорово городского округа |