Сбор средств на восстановление храмов      Обращения граждан в защиту усадьбы Трубецких


О реставрации Спасского храма села Прохорово в 2015 году.

В текущем году настоятель и Приходской совет должны подготовить храм к Архиерейскому освящению. Для этого в сжатые сроки необходимо завершить восстановление иконостаса верхнего храма и выполнить монументальную (стенную) живопись четверика и алтаря.
Иконостас главного храма воссоздается по следам его примыкания к стенам и по некоторым письменным источникам XIX века.  Фотографий и изображений его в нашем распоряжении нет. Так как этих материалов  недостаточно, то привлекаются аналоги и образцы Русского декоративно-прикладного искусства соответствующего периода. Это:  иконостас  церкви Михаила Архангела в селе Михайловское Домодедовского района, иконостас Вознесенского храма города Коломны, иконостас Спасского храма села Петровское Щелковского района, иконостас Тихвинской церкви села Душоново того же района, иконостас  Спасо-Преображенского Всей гвардии собора в Санкт-Петербурге. 
Иконостас воссоздается по чертежам, рисункам и шаблонам архитекторов-реставраторов В. И. Якубени и Н. В. Семеновской.  В творческий коллектив  реставраторов-производственников входят: плотник и столяр А. В. Глазунов, резчик С. Лесников, живописцы Б. П. Кочетков и А. С. Вицын.  Производитель работ – церковный староста Г. Г. Куртаков.
Архитектурный образ иконостаса соответствует эпохе и стилю храма Спаса Нерукотворного в Прохорове. Это высший взлет  русского позднего  классицизма – ампира – накануне или в самом начале обращения отечественных  зодчих к историзму – воссозданию в архитектуре образов Средневековья.
Поэтому в нашем иконостасе сочетается торжественность и монументализм знаменитых построек имперской России, созданных ее великими зодчими Стасовым и Росси – и формы «готические», то есть – неклассические. К ним наши предки – московские архитекторы Баженов и Быковский – равно  относили как европейские, так и древнерусские средневековые  формы: как заостренные ввысь очелия наличников храма Успения на Покровке, так и пинакли Кельнского собора. Именно так оформлена после пожара  1812 года Спасская башня Московского Кремля. Эти «готицизмы» под руками русских зодчих делались смягчающими акцентами, дающими могучим постройкам  теплоту и человечность  своим напоминанием о  средневековой  старине.    
В этом же ключе начата роспись стен храма. Из-за промокания стен и обрушения штукатурки авторская живопись  в Прохоровском храме была полностью утрачена в 1970 -  – 1980 -х годах. Оставались лишь малые фрагменты композиций «Снятие с Креста» в нише северной стены и «Воскресение» на восточной стене алтаря, с уничтоженными ликами Воскресшего Христа и Ангелов.  Эти композиции будут воссозданы на своих местах.
Аналогами для воссоздания живописи стен четверика взяты выдающиеся памятники Русского монументального искусства: церковь Богоявления в Еськах Бежецкого района Тверской области, Тихвинская церковь в селе Сукромны того же района,  Успенская церковь села Елохово Большесельского района Ярославской области, Спасо-Преображенский собор города Углич.
В этих великих произведениях русского церковного искусства мы видим дерзновенную свободу в единстве живописного  и монументального  решения стены с помощью изображения на ней элементов как классической, так и «готической» архитектуры – и помещения в рамки этой, одновременно  и несущей и иллюзорной тектонической системы – Евангельских сюжетов. Наши благочестивые предки не боялись брать образцы для прорисей с Запада, пользуясь изданиями немецких гравюр XVII- XVIII в.в. Так поступали и авторы знаменитых фресок храма Ильи Пророка в Ярославле (XVII в.).  Так поступали и авторы росписей в Угличе, Сукромнах, Еськах.  Но художественное содержание этих сюжетов  полностью подчинено русской живописной традиции, полностью переработано ею. Выражения ликов, пропорции фигур, выбор красок и сами цвета облачений – все это принадлежит единой  традиции с Феофаном Греком, Андреем Рублевым и Дионисием.
И к этой же единой традиции русского искусства принадлежал и будет принадлежать наш Спасский храм!    
Князь Юрий Трубецкой, владелец села Прохорово и строитель  храма  обещал дать вольную крепостному художнику Ковалеву, расписавшему Спасский храм. 
Без сомнения, это была великая живопись великой эпохи.
Эту утраченную подлинную художественную среду: декоративно прикладное искусство и  монументальную живопись 1840-х годов – мы поставили своей задачей воссоздать – ради решения духовной задачи: противостояния историческому нигилизму, модернизму и беспамятству современной массовой культуры, заражающей сознание даже церковных людей сегодня.  Это монументальный ответ антикультуре – в заостренной и даже декларативной форме.

Просим Вашего понимания и содействия этой трудновыполнимой и высокой задаче.

Заказчик реставрации
Настоятель храма Спаса  Нерукотворного села Прохорово
Протоиерей Владимир Переслегин.

1. Углич. Спасо-Преображенский собор. Исцеление десяти прокаженных. Западная стена четверика. 1811 г.
2. Углич. Спасо-Преображенский собор. Святитель. Роспись Пятницкого придела. 1830-е годы .
3. Сукромны. Тихвинская церковь. Фрагмент западной стены четверика. 1840-е годы.
4. Сукромны. Тихвинская церковь. Христос перед Пилатом. 1840-е годы.
5. Сукромны. Тихвинская церковь. Фрагмент гризайлевой живописи западной стены четверика. 
6. Еськи. Богоявленская церковь.  Изнание торгующих из храма. Роспись западной стены четверика. 1847 г.
7. Еськи. Богоявленская церковь. Фрагмент гризайлевой живописи западной стены четверика.