Сбор средств на восстановление храмов      Обращения граждан в защиту усадьбы Трубецких


В Прохорове сражаются с эрозией истории

На возвышенности стоит белый храм, к которому ведут липовые аллеи старинного парка. Красота! Но все ли замечают и ценят эту красоту? Все ли понимают, что в жизни есть нечто более важное, чем личные трёхметровые железные заборы?

«В Прохорове, как и в очень многих местах России, сложилась печальная ситуация с судьбой бесценного исторического художественного наследия, — говорит протоиерей Владимир Переслегин, настоятель прохоровского храма Спаса Нерукотворного. — В то время как одни граждане России восстанавливают, не щадя живота своего, памятники истории, культуры, архитектуры, другие проявляют полный гражданский нигилизм, игнорируя красоту исторических объектов, которые во всём мире окружены охраной и заботой. Мы видим, что церковь в Прохорове, которая вписана в парк, создана как его неотъемлемая часть. Она постепенно лишается своего окружения: теряет красоту, значимость, своё доминирующее положение. Происходит эрозия исторической среды, которая поддерживалась столетиями».

 Протоиерей Владимир Переслегин и Ю. В. Петерсон
Протоиерей Владимир Переслегин и Ю. В. Петерсон

Вокруг Спасской церкви кипит работа. В старой аллее подсаживают молодые липы. Дело — не простое. Знаю, сколько раз в Мелихове сажали молодые липки вместо погибших деревьев. Но саженцы не приживались, даже когда за дело брались опытные садовники. Гостей Мелихова удивляли созревшие виноградные кисти, а рядом с диковинками чахли простые липки…

В Прохорове отнеслись к новым посадкам ответственно. После нескольких консультаций известного дендролога Юрия Васильевича Петерсона, внимательно изучавшего особенности уникальных прохоровских липовых аллей, были заранее приготовлены глубокие ямы и особая земля для посадки. Молодые прихожане возили и смешивали грунт, навоз, песок. Долго выбирали саженцы. Срезы на корнях замазывали варом со стимулятором, чтобы ранки быстрее заживали. Использовали и специальные средства, например, «корневин». Поворачивали саженец так, чтобы его северная сторона, по-прежнему, была обращена к северу. — Сколько лет дереву? — спрашиваю я Юрия Васильевича. Он отвечает так, будто говорит о малом ребёнке:

— Годика три.

А потом рассказывает, как нужно делать вокруг саженца «колечко из земельки» и «защитный бортик», как дерево привязывать.

И вот, наконец, звучит его радостный возглас:

— Дело сделано!

Image

Для сохранения уникальной, единственной в центральной России, четырёхрядной липовой аллеи в Прохорове, действительно, уже сделано многое. Прежде всего, очистили корневые шейки деревьев, засыпанные землей с обочины дороги, — и липы сразу воспрянули. Однако опасность для этой редкостной аллеи не миновала. Если дорогу расширят с четырёх метров до шести — деревья погибнут.

Между тем, рядом с людьми, пришедшими и приехавшими на субботник в Прохорово, раздаётся рёв. Тяжёлая техника несётся мимо Спасской церкви, по парку Трубецких  в Столбищево, где строится очередной дачный посёлок. Как часто говорят сейчас о возрождении веры и духовности. А дойдёт до дела — об этих понятиях быстро забывают, — дачи важнее…

Но не в Прохорове… Здесь о единстве ансамбля храма и парка постоянно помнят и нам напонимают. И у защитников аллей нашлось немало единомышленников. Точку зрения священника и прихожан поддерживают полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе Георгий Сергеевич Полтавченко, председатель Союза художников России, член президиума Российской академии художеств, президент Международной конфедерации Союза художников стран СНГ Валентин Михайлович Сидоров, ректор института археологии Николай Андреевич Макаров, директор Института природного и культурного наследия АН, доктор наук Юрий Александрович Веденин и многие другие.

На этот субботник пришли студентки из медицинского училища в Мещерском. После работы отец Владимир рассказал им об истории церкви:

Image

— Усадьба в сельце Захарково, Прохорово тож, принадлежала царскому стольнику. Потом в середине XVIII века именье перешло к князьям Трубецким. Интересно, что одним из его владельцев был Иван Трубецкой, прадед Л. Н. Толстого по материнской линии. Юрий Иванович Трубецкой буквально за год до смерти построил на месте одноэтажного деревянного храма этот двухэтажный, с усыпальницей. Храм создан в 1848 году. Это было интересное время, когда русские художники, архитекторы, литераторы увлекались идеями романтизма. Они стали обращаться к родной истории, национальному наследию — к «заветам старины глубокой». Поэтому шатёр прохоровской колокольни напоминает архитектуру старой Москвы XVII века. Здесь использованы не просто отдельные приёмы, — сама планировка храма взята из древнерусской архитектуры, существовавшей до монгольского нашествия. Здесь, как в архитектурных шедеврах Владимира и Суздаля, — одна световая глава, здание в форме куба, шатровая восьмигранная колокольня, крыльцо с деревянной висячей аркой (кимпаном), высокие окна на фасаде. Архитектора интересовали и национальные формы, и, вообще, средневековье, ведь в храме присутствуют черты европейской романской архитектуры. Таков, например, крестовый свод в нижнем храме.  

Архитектор, построивший уникальный Спасский храм, неизвестен. Можно предположить, что он принадлежал к кругу М. Д. Быковского, который построил Марфино, Ивановский монастырь в Москве, собор Бородинского монастыря. Многое в прохоровском храме напоминает руку Быковского, его приёмы. Он сочетал стиль домонгольского русского творчества с романской архитектурой, любил строгий, лапидарный (без обильного узорочья), монументальный стиль.

 Но точными архивными данными мы не располагаем. Архив церкви исчез, не сохранился. Церковь была закрыта. Священника Евгения Михайловского в 1937 году расстреляли».

Отец Владимир показывает, как идёт восстановление церкви. Недавно были воссозданы высокая, 11-ти ступенчатая лестница, крыльцо и отмостка вокруг. Для ступеней использован настоящий песчаник.

— Материал играет, — с радостью говорит священник. Он-то знает толк в реставрационных работах. По своей первой, мирской, профессии, отец Владимир — архитектор. Рассказывает он и о планах. Должны быть восстановлены кованые железные двери, утраченная ограда, которую спроектировал зодчий П. М. Самарин (он строил церковь в Абрамцеве). После закрытия церкви её разобрали на кирпич.

Сколько потерь! Множество мраморных и гранитных надгробий исчезли. На их месте теперь — злополучная дорога, расширение которой приведёт к гибели липовой аллеи.

— Не сохранился иконостас, — продолжает свой рассказ отец Владимир. — Он был торжественным, насыщенным резьбой, с иконами итальянского письма. Остались лишь крючья, на которых иконостас держался. Когда возникла община, в церкви не было ни полов, ни штукатурки, ни окон — полное разорение. Здесь паслись овцы. Крышу, кровельное железо содрали, штукатурка отпала. Пытались сдёрнуть трактором крест. Он погнулся, но не поддался, устоял. Цоколь был вынут, камень по углам выбирали на гаражи.

— Страшно, что когда  собралась община, и было получено разрешение на открытие храма, — тут-то как раз ещё интенсивнее стали вытаскивать углы у храма. Приезжал один местный человек и выбирал камни. Другой местный человек ходил вокруг храма и охранял.

— Трудно было создать проект реставрации витражей на окнах. Помог фильм режиссёра А. Ц. Мазура «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Фильм  снимали в Прохорове в 1939 году. Увеличив отдельные кадры, реставраторы восстановили рисунок витражей.

Давно обратила внимание на росписи на своде храма. Они — очень выразительные и красивые по колориту.

— Да, росписи имеет большие достоинства, — соглашается отец Владимир. — Они созданы человеком, отказавшимся от авторского самолюбия, гонора, снобизма, высокомерия. Когда смотришь на эти росписи, между тобой и изображением не стоит личность автора, что очень большая редкость. Современный человек не проступает в росписи. Он, иконописец и профессиональный реставратор, не думает о публикациях и презентациях.

И всё-таки разговор возвращается к главной теме: мы вновь говорим о спасении нашего духовного, исторического, культурного достояния.

— Чтобы сохранить красоту храма, спасти от уничтожения замысел архитектора, — справедливо подчёркивает священник, — нужно сохранить окружающий ландшафт. Сделать так, чтобы храм не потонул в новой застройке — бессистемной, хаотичной, чуждой по масштабам той исторической среде, которая издавна его окружала. Храм был задуман и построен так, что доминировал он, а не усадебные постройки. Теперь же его могут задавить дорога и строящиеся один за другим непомерно высокие особняки. Нужно всеми силами бороться с эрозией истории.

О. АВДЕЕВА.

"Чеховский вестник" Выпуск №83, 28 октября 2008 г.